Когда мне предложили сходить на этот балет, я подумала — о, как интересно! Это же Kyiv Modern Ballet, постановка знаменитого Раду Поклитару! Это же такой гений хореографии! Одним словом, ожидания были самые оптимистические. Но увы, им не суждено было оправдаться. Итак, читайте отзыв об этом «шедевре»!
Представление состояло из 2 частей: «Квартет-а-тет» и собственно «Долгий рождественский балет».
Акт 1. Квартет-а-тет
Итак, 1 акт и этот самый «Квартет». Скажу сразу: самое главное — это пережить начало. Да, именно пережить. Потому что все начинается с ужасающего звука — как будто что-то взорвалось или разбилось с ужасным грохотом, и этот чудовищный звук длится и длится, и ты с трудом это переносишь просто на физическом уровне!!! Когда этот звук заканчивается, ты с облегчением переводишь дух… Ничего себе начало…
Декорация на сцене — на шнуре висит белая ткань во всю ширину сцены. Появляется девушка — прекрасная фигура, красивые движения, — и начинает двигаться вдоль этой висящей ткани. Видимо, это образ «женщины в поиске». Появляется свет фонаря, она идет к нему и т.д. Затем она обнимает ткань, и оказывается, что за ней — мужчина, который и появляется. Так сказать, воплощается. Ткань — это, видимо, образ «материи» или «наших мыслей», из чего рождается все остальное. Итак, сначала «рождается» мужчина, а потом, после некоторой хореографии, — еще двое. Это уже, судя по всему, их дети. Их тоже вытаскивают из вышеупомянутой ткани. Ну что ж, очень образно и креативно.
Затем уже четверо персонажей (отсюда и название «Квартет») совершают различные хореографические действия. Много эффектов «театра теней», когда появляются образы паука и т.д. Все это выглядит довольно интересно, хотя сюжет и смысл всех этих телодвижений улавливается с трудом. Я подумала, что, наверное, просто замысел слишком глубок, чтобы его можно было просто так разгадать. Но потом прочитала на сайте театра: «Отсутствие явного сюжета не мешает, а скорее помогает раскрывать отношения персонажей.»
Т.е. сюжета таки нет. Да он и не нужен! Главное — что произведение яркое и самобытное! А сюжет, наверное, только мешал бы персонажам. А так они свободно раскрываются без всяких помех!
Правда, помехи таки были. Я имею в виду помехи в виде скрежета, постоянно доносящегося из колонок. Не знаю, о чем думал звукорежиссер. Может, о том, что это тоже помогает раскрытию персонажей?
Не знаю, что они там раскрывали, но в антракте (все-таки публика у нас очень терпеливая!) один мужик громко сказал: «Да выключите вы наконец эту колонку!!!» Как же ее можно выключить, милейший. Что вы в самом деле. Как же персонажи раскрываться-то будут…
Но, видимо, это бестактное замечание все же дошло до ушей звукорежиссера. Скрежета колонок он, наверное, не слышал, а вот мужика услышал. Ну, знаете ли, у всех слух развит по-разному. Может, ему и не нужно следить за колонками. Может, у него есть дела поважнее… Но бестактный мужик его от этих дел отвлек и он-таки что-то сделал с колонками. Во втором акте они уже не скрипели.
Вообще нужно сказать, что две наши соседки покинули зал примерно через 15 минут после начала 1 акта. «Самые умные уже ушли», подумала я. К сожалению, мы такими же умными не оказались. А зря.
Когда 1 акт закончился, и было понятно, что сюжет завершен, у меня появилась слабая надежда, что это конец. Но мне сказали: «Нет, это антракт». «Жаль», мрачно ответила я.
Акт 2. Долгий рождественский обед
И вот он, 2 акт. Ну что вам сказать — 1 акт был только цветочками (если не считать ужасного звука в самом начале). Все-таки действие «Квартета» было спокойным и не давило на психику. Ну, двигались они по сцене вчетвером, что-то там делали, неважно, что без сюжета, главное — это не напрягало. Более того, это было красиво, и с точки зрения хореографии и пластики претензий никаких. Красивые тела, красивые движения. Хотя и восторга особого не вызывало. Одним словом, это было более-менее нормально.
А вот 2 акт… Тут сюжет как раз был. Но какой! В моем понимании он выглядит так.
Все происходит на примере одной семьи. На сцене стоит стол, семья периодически за ним обедает, а потом, как правило, что-то случается. Умирает старуха, рождается ребенок, потом опять умирает кто-то из старших членов семьи, опять кто-то рождается. Все это с вариациями: рождается то один, то двое детей, умирает то отец, то мать. Причем на сцене постоянно присутствует персонаж типа Судьба — женщина в образе горничной. Она периодически указывает очередному персонажу направление в задний угол сцены, там загорается свет и световая дорожка, и несчастный персонаж уходит в этом направлении. Разыгрываются различные варианты судеб: один из сыновей — гей, дочь сходит с ума и т.д.
Т.е. это такое себе бесконечное и бессмысленное Колесо Сансары, череда рождений и смертей. И когда это прокручивается уже несколько раз подряд, честно говоря, становится трудно это выдерживать. Такое ощущение, что тебе просто терзают мозг. Ты смотришь на это бесконечное прокручивание по сути одного и того же сюжета и думаешь: когда это закончится??? Так что название себя полностью оправдывает: обед действительно несколько затянулся…
Вы хотите узнать, чем это все заканчивается? Остается одна старуха, Судьба указывает ей на выход, та сопротивляется, но потом тоже исчезает. И вот они все — уже на небе, с крылышками! И если раньше все выглядело мрачно и безнадежно, то теперь все радуются! Ура! Одним словом, земная жизнь бессмысленна, а вот там — совсем другое дело! О, как это ново и свежо…
Мда… У меня вопрос: зачем такое ставить??? Что такого нового хотел сообщить нам режиссер? Такое впечатление, что он недавно узнал, что мы все умрем, и это вызвало у него глубокое душевное потрясение. И теперь он ходит и всем об этом рассказывает! Причем в спектакле он решил повторить это многократно, чтобы дошло даже до самых тупых!
Ну ладно, пусть не режиссер, а драматург это придумал (это «по мотивам одноименной пьесы Торнтона Уайлдера»), какая разница? Повторяю — зачем такое ставить???
После спектакля остается очень гнетущее впечатление. Интересно, этого добивался режиссер?
Честно говоря, мне его (режиссера) немного жаль. Должно быть, нелегко жить с таким мировоззрением. Так и хочется его как-то утешить, приобнять и сказать: эй, дружище, все не так плохо!
Да, мы не вечны и жизнь коротка, но это еще не повод впадать в такое беспросветное уныние! Ты это, иногда выходи из своего театра. В лес что ли сходи, на речку. Цветочки понюхай. В конце концов, выпей с друзьями хорошего вина! Глядишь, жизнь и наладится 🙂 И почитай Омара Хайяма, мудрый был человечище.
Долго ль будешь скорбеть и печалиться, друг,
Сокрушаться, что жизнь ускользает из рук?
Пей хмельное вино, в наслажденьях усердствуй,
Веселясь, совершай предначертанный круг!
Совет дня
Если вы впечатлительны, и у вас чувствительная нервная система, не ходите на этот спектакль. Если же вы жаждете негатива — тогда конечно.
Свежие комментарии